Неделя русского языка и литературы
Методическая разработка
1.Пояснительная записка
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся. Предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку и литературе, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.
Цель методической разработки: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной Недели по русскому языку и литературе, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Задачи:
- определить содержание предметной Недели;
- выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку и литературе при проведении предметной недели.
Теоретическая значимость: теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка и литературы, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.
Практическая значимость: результаты предметной недели могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей русского языка и литературы МБОУ лицея № 1 при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Основное содержание предметной недели:
Содержание предметной Недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.
Мероприятия предметной Недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций. Неделя русского языка и литературы – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предметам. Это Неделя творчества, своеобразный праздник.
При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность обучающихся, наличие у них интереса к русскому языку и литературе.
Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к обучающимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности обучающихся на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка и литературы, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации
Задачи предметной Недели:
- совершенствование профессионального мастерства учителей русского языка и литературы через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка и литературы.
Механизм реализации:
- Предметная неделя проводится в соответствии с планом методической работы МБОУ лицея №1 и утвержденным директором.
- План подготовки и проведения предметной недели утверждается не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
- Организатором предметной недели является методическое объединение (далее МО) учителей русского языка и литературы.
- Участниками предметной недели являются учителя русского языка и литературы, обучающиеся, классные руководители.
В рамках предметной Недели проводятся следующие мероприятия:
- открытые уроки по русскому языку и литературе;
- показ видеороликов, посвященных основной тематике предметной недели;
- конкурсы, рисунков, сочинений;
- организация акции «Бук кроссинг»;
- внеклассные мероприятия по основной тематике недели.
Проведение предметной Недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая отражается на сайте МБОУ лицея № 1, предметных сайтах учителей русского языка и литературы. По окончании предметной Недели на заседании МО учителей русского языка и литературы проводится анализ мероприятий, организованных в ходе Недели.
Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий
- Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
- Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей обучающихся.
- Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
- В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
- Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности.
- Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.
Тематика предметной Недели: «Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С.
Девиз предметной недели: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» (русская пословица)
Форма проведения: пять дней недели, посвященных основной тематике предметной надели.
Награды победителям и призерам:
- победителям и призерам в отдельных конкурсах и играх – дипломы;
- активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио.
Подготовительный этап
Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании МО учителей русского языка и литературы. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по русскому языку и литературе. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика 9-11 классов. Энтузиазм учителей, желание заинтересовать обучающихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников.
Ресурсы, необходимые для проведения предметной Недели:
- Обеспечение организационных условий (создание творческой группы).
- Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для проведения предметной недели).
- Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач).
- Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения проведения предметной недели, различных методических памяток и рекомендаций).
- Обеспечение рефлексивного пространства для учителей: (создание страниц сайта, посвященных проблемам проведения предметной недели).
- Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).
- Наличие у учителей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, методикой проблемного обучения, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).
Целевая аудитория
Неделя русского языка и литературы осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип добровольности: обучающиеся МБОУ лицея № 1 участвуют в предметной неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает обучающихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, игровых проектах, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
- принцип массовости: желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди учеников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком и литературой.
Ключевые участники
Обучающиеся:
- продемонстрируют свои творческие достижения по предмету;
- блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка и литературы;
- откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные игровые задания;
- найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.
Учителя русского языка и литературы:
- создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
- помогут ребятам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
Активные классы лицея:
- проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
- получат эффективную образовательную среду;
- заявят о себе в образовательном пространстве школы.
Администрация:
- проведет мониторинг уровня профессионализма учителей-предметников;
- получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;
- пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.